catpad: (Default)
[personal profile] catpad

Безумный (часто) Ольшанский замечательно, однако, написал о Солженицыне.
В частности, вот такую очень важную вещь (вполне очевидную, но, к сожалению, далеко не всем):
"Александр Исаевич обладал талантом прежде всего литературным, а не политическим. Разговоры о том, что значение его как писателя происходит исключительно от борьбы с КГБ и обличения лагерной системы, принято вести в кругу людей, вообще не разбирающихся в русской словесности."

После его смерти я с удивлением узнал (здесь же в ЖЖ), что есть вполне образованные люди, которые ничего Солженицына не читали. Понятно, что это связано именно с тем величайшим заблуждением, что он был не столько писателем, сколько борцом с режимом, а кого это сейчас вообще интересует (хотя, если задуматься, сейчас-то именно и должно интересовать как никогда).

Это, конечно же, ужасный вздор. Солженицын был гениальнейшим, уникальным писателем, и все остальные его деяния - это просто приложение к его писательству. И всякие старческие его безумства - это тоже часть его писательского величия (то же было с Толстым; без этого, наверное, вообще не бывает).
Так что если кто не читал - пожалуйста, доставьте себе удовольствие, читайте прежде всего "Гулаг", а потом уже всё остальное. Ольшанский же, написал ещё одну очень важную вешь, которую я никогда больше нигде не видел, но которая есть совершеннейшая истина: "Архипелаг" - страшная и в то же время веселая книга! Именно так: это весёлая книга. Это практически Довлатов, увеличенный до космических масштабов. Удивительно, что кроме Ольшанского никто больше до этого не додумался, а ведь совершенно очевидно, что почти все книги Солженицына пронизаны неким очень странным юмором.
Вот, например, мне очень нравится это маленькое предложение из "В круге первом", где Абакумов в кабинете Сталина думает об ужасе своего высокого положения:
"Оставалось -- ждать смерти. Своей. Или... непроизносимой."
Мало того, что вот это вот "непроизносимой" - гениально, это ведь ещё и очень смешно. И так у него везде, всё время. И опять же, как назывет это Ольшанский - "драматический синтаксис" - совершенно уникальное явление, которое нигде, наверное, больше в литературе не встретишь.

И ещё кое-что: если вам вдруг нужно зарядиться положительной энергией, то не надо для этого пить кока-колу или кофе. Возьмите Солженицына и почитайте хотя бы немного.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Feb. 6th, 2026 07:07 am
Powered by Dreamwidth Studios