Джек, победитель великанов
Sep. 9th, 2020 11:38 amНе могу остановиться об этом писать, потому что слишком уж удивительные события происходят. Потрясающая история с Колесниковой, продолжающаяся история с Навальным — всё это новые свидетельства того, как один человек может сражаться с государственным монстром и победить его в итоге. Особенно забавно наблюдать, как эти обезумевшие государства сами, своими неумелыми, трясущимися ручонками, выковывают из людей бронзовые памятники. Навальный теперь уже необратимо стал политиком огромного значения и мирового масштаба, Колесникова вчера превратилась в Жанну д'Арк .
Всё это необыкновенно напоминает историю с Солженицыным, когда он в одиночку противостоял всей советской системе, и сделать с ним они ничего не смогли. История эта подробно описана в его незаслуженно малоизвестной книге «Бодался телёнок с дубом». Если не читали — отложите всё и читайте. Эта книга — потрясающий триллер, причём весёлый, задорный и написанный гениальным языком. И да, я думаю, что Солженицын является одной из важнейших причин разрушения системы.
И тут же вспоминается моё любимое эссе Честертона «Великан». Вот вам отрывок:
«Когда Джек Гроза Великанов впервые увидел противника, все было не так, как думают. Если хотите, я расскажу вам, как все было.
Прежде всего Джек обнаружил, что великан не так уж велик. Он широко шагал по безбрежной равнине и казался совсем невысоким, как фигурка на фоне пейзажа; но тут Джек понял, что попирает он не траву, а огромные деревья. Человек подходил все ближе, становился все больше, и когда он закрыл небеса, Джек едва сдержал крик. Потом начался невыносимый ужас.
Как и подобает чудесам и чудищам, великан казался невероятным, потому что был очень реальным. Все труднее было поверить в него, все легче его увидеть, а вынести, что такую часть неба занимает лицо, — просто невозможно. Глаза, подобные окнам-фонарям, стали огромней огромного, но остались глазами. Перед лицом, закрывшим небо, Джек потерял последний разум, потерял последнюю надежду, зрение и слух.
Только рыцарство осталось ему, и достоинство гибнущей чести не дало ему забыть, что в руке у него — бесполезный, маленький меч. Он кинулся к колоссальной стопе — щиколотка нависла над ним, как утес, — и вонзил в нее меч по рукоятку, и навалился на него, и лезвие с хрустом обломилось. Великан что-то почувствовал; он взял огромную ногу огромной рукой, поглядел, опустил, наклонился, рассматривая землю, и наконец заметил Джека.
Тогда он поднял его двумя пальцами и отшвырнул в сторону. Джек взлетел в небеса, едва не коснувшись звезд, и опустился не на камни, а в мягкий ил у далекой реки, ибо великан не потрудился бросить его получше. Там он пролежал много часов, а когда очнулся, страшный победитель был еще виден. Он шел сквозь леса в сторону моря и был не выше холма.
Потом он стал меньше, как становится меньше холм, когда его минует ваш поезд. Через полчаса он стал ярко-синим, как далекие горы, но еще походил на человека. Еще через час синий великан подошел к синему морю, и с ним случилось что-то странное. Оглушенный, раненный Джек с трудом приподнялся на локте, чтобы все разглядеть.
Великан снова осмотрел свою ногу, покачнулся, как на ветру, и вошел в огромное море, омывающее землю. Только оно одно было достаточно большим, чтобы стать ему могилой.»
no subject
Date: 2020-09-11 01:58 am (UTC)