catpad: (Default)
[personal profile] catpad

Задал математический вопрос, который обернулся интересным выводом. Для тех, кому лень читать комментарии, вкратце:
существует гипотеза, что внутри бесконечной последовательности цифр в десятичном (или любом другом) разложении иррациональных чисел (берём "пи" для большей наглядности) можно найти любую последовательность цифр любой длины.

Для тех, кто совсем не любит математику: возьмём алфавит и поставим каждой букве в соответствие некоторую цифру, например А - 01, Б - 02, В - 03 и так далее. Ноль нужен для того, чтобы все буквы были закодированы двумя цифрами. Тогда слово "алфавит", например, будет выглядеть так: 01 13 22 01 03 10 20, или без пробелов 01132201031020. Гипотеза гарантирует, что это слово обязательно должно найтись в числе "пи", которое, как известно, выглядит так: 3,141592653589... и до бесконечности.

Следовательно, любое слово и любое предложение с равным успехом может быть обнаружено внутри "пи".
Следовательно, любая книга, когда-либо написанная или ещё даже не написанная, на всех языках мира - существующих или мёртвых; любая теорема вместе со своим доказательством; описание каждого открытия, в том числе из ещё не совершённых; уравнения Всеобщей Теории Поля; история Вселенной от Большого Взрыва или даже раньше(!), а также вот этот самый пост - всё это должно быть там, внутри числа "пи", то есть - попросту говоря - внутри обычной, всем известной окружности любого диаметра.
(Всё это, конечно, только в том случае, если вышеназванная гипотеза верна.)

Заметим разницу с известным тезисом об обезьянах, которые печатают "Войну и мир", если занимаются этим достаточно долго. Разница в том, что обезьяны в принципе, теоретически могут это сделать. А число "пи" уже содержит всю эту информацию (и всегда содержало).

Если провести аналогию с чудовищной материальной энергией, которую можно извлечь из атома, получается, что простая окружность содержит в себе гораздо более чудовищную, неохватимую разумом информационную "энергию", которую, правда, никаким известным способом не представляется возможным оттуда извлечь.

А вот ещё интересный вопрос - существовала ли окружность до Большого Взрыва ?

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2007-04-23 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
существовала ли окружность до Большого Взрыва ?

Использование слова "до" подразумевает наличие времени. Я не очень понимаю, что там было со временем до Большого Взрыва.

Date: 2007-04-23 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну, как сказать. В принципе, "окружность" могла существовать и до начала времён, и вообще вне всякого времени. Вопрос тут, скорее, такой: если до Большого Взрыва всё умещалось в одной точке, то есть, по идее, пространство не было даже двухмерным - то как в такой Вселенной могла существовать окружность.

Date: 2007-04-23 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] execve.livejournal.com
Число "пи" - оно из другой реальности.

Date: 2007-04-23 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] renushka.livejournal.com
> Насколько мне известно, указанным свойством обладают все трансцендентные числа
Ну да, на эту тему предыдущий пост.

> ... И без этого знания число π немо.
Ну конечно! Я же об этом как раз и написал "никаким известным способом не представляется возможным оттуда извлечь".
Но - и здесь возникает очень сложный философский вопрос - если мы знаем, что информация там есть, и при этом знаем, что воспользоваться мы ей никогда не сможем, то - есть ли она там ?


Date: 2007-04-23 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Прошу прощения, это был я :)

Date: 2007-04-23 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] fairplay.livejournal.com
Но это не так, потому что информация «Мама мыла раму» подменяется информацией «С позиции 28374639287385187493254 в числе π начинается фраза „Мама мыла раму“». И без этого знания число π немо.
Отлично! π как настоящая Вавилонская библиотека, но без своего Багрового шестиугольника.

Date: 2007-04-23 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Или Алеф.

Date: 2007-04-23 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Если ты это на трезвую голову, то я тебе завидую. Особенно понравилось про чудовищную материальную энергию...

Date: 2007-04-23 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
А что не так ? Не материальная она что ли ?

Date: 2007-04-23 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] thedimka.livejournal.com
вовсе не факт

бесконечные множества тоже ведь разных рамеров
и множество всех книг недонаписанных обезьянами может оказаться больше чем множество вариаций разных чисел в иррациональном числе, а может и неоказаться

хотя идея интересная,
почти как теория книги всего на зубочитске

Date: 2007-04-23 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] thedimka.livejournal.com
я понимаю, но насколько правомерно сопоставлять их размер?

вот например начало некой книги имеет определённую позицию в числе пи
это некое значение после запятой и соответсвенно можно выставить номера для начала всех неких книг и раз так то все эти книги - счётное множество

с другой стороны количество иррациональных чисел континуально, но количество чисел после запятов в каждом конкретном иррациональном числе счётно

Date: 2007-04-23 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Хорошо, тогда отобразим это на следующую ситуацию.
Представим себе демона, который сидит в чёрной комнате без окон без дверей. Демон обладает Абсолютным Знанием - он знает ответы на все вопросы и умеет предсказывать будущее. При этом мы никак не можем услышать то, что он говорит.
Но: мы точно знаем, что демон существует, что он прямо вот здесь - за стеной. У нас нет никаких сомнений в его существовании, каким бы фантастическим оно ни казалось. При этом мы понимаем, что никогда не услышим его голоса.
Разве одно знание о существовании такого демона не изменяет нашу картину мира ? Я бы ответил так: изменяет, но ничего к ней не добавляет.
То есть, доказательство нормальности пи - это и есть доказательство существования демона.

Date: 2007-04-23 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Нет, меня здесь волнует вовсе не сопоставление размеров бесконечных множеств, а разница между ними. Обезьяны только могут что-то написать, а могут и не написать. А пи уже хранит эту информацию - без всякого сомнения.
Хотя, если под обезьянами понимать идеальный генератор случайных чисел (которого, вроде бы и нет), то тогда эти штуки равнозначны.

Date: 2007-04-23 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Нет, правда, ты мне объясни - энергия атома, она что - не материальная ? Я так понимаю, что есть материя, а есть дух, витающий над бездною. И это всё-таки не дух.

Date: 2007-04-23 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] thedimka.livejournal.com
вот я ранее предположил
количество иррациональных чисел континуально, но количество чисел после запятов в каждом конкретном иррациональном числе счётно
тогда если оно так, то твоя теория неверна

Date: 2007-04-23 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] bulg.livejournal.com
Борхес
Вавилонская библиотека

Date: 2007-04-23 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Да оно-то понятно, что Борхес. Но тут всё по-настоящему :)

Date: 2007-04-23 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] thedimka.livejournal.com
вот на счёт колическва книг недопечатанных обезьянами я не уверен что их счётное множество, и всё больше я склоняюсь к мысли что их континуально много, поскольку например одной из их книг может быть список иррациональных чисел

Date: 2007-04-23 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] mask-13.livejournal.com
меня вот тоже беспокоит вопрос о существовании окружности (а также числа 7 и функции арксинус) до большого взрыва (т.е. конечно, вне времени, и вне связи с большим взрывом)
никак не могу определиться, то ли это абстрактные понятия, однажды введенные математиками, и существующие в мозгах людей, то ли вневременные инварианты

Date: 2007-04-23 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Не совсем верно. Богом называют того, кто даёт ответы на все вопросы - обычно религия на этом и строится. Демон же ответов никаких не даёт, он их только знает про себя. То есть это, в некотором роде - zero knowledge proof. Мы точно знаем, что он есть, но ничего больше.
Мне кажется, что и этого достаточно для того, чтобы изумиться.

Почитаю «Элегантную Вселенную», заинтриговал.

Date: 2007-04-23 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Если пойти ещё дальше, то возникает такой вопрос - что такое вообще "математическое открытие" ? Это что-то такое, что существует и без стороннего наблюдателя, или же это измышления на основе измышленных наблюдателем аксиом ?

Date: 2007-04-23 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Все возможные сочетания - все равно, что никаких. Допустим, острадамус-2 захотел извлечь оттуда информацию, "когда упадут акции Х", и нашел способ преобразовывать число П в читабельный вид. Но там же будут все варианты: акции упадут 1,2,3...31 числа 1.2,...12 месяца ....года. Указаний же к выбору куска текста, который соответствует реальности, там точно нет.

Date: 2007-04-23 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Всё верно, это мы уже обсудили вот здесь:
http://catpad.livejournal.com/268008.html?thread=1879528#t1879528

И всё-таки, мне кажется, что это удивительно.

Date: 2007-04-23 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
И, кстати говоря, там есть указания к выбору куска текста, который соответствует реальности. Но там же есть и указания к тексту, который реальности не соответствует :)

Date: 2007-04-23 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
АААА! Там есть указания, как найти истинный кусок информации, и есть ЛОЖНЫЕ указания, как найти истинный кусок... и есть указания, как найти верные указания к истинному куску, но есть и ложные указаниякакнайтиуказаниякистинномукуску... то есть они есть, и их нет одновременно. Ебитская сила.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

catpad: (Default)
catpad

February 2026

S M T W T F S
12 3 4 56 7
891011121314
15161718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 7th, 2026 09:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios