catpad: (Default)
[personal profile] catpad

Зачем-то прослушал «Трудно быть богом». Последний раз читал её в школе.
Лишний раз убедился, как же всё-таки быстро эта так называемая литература устаревает.
Вот что там есть, кроме идеи? Идея в принципе нормальная, даже и сейчас актуальная (свежий пример — американцы в Афганистане), но если честно — всё-таки трёхгрошовая. А уж исполнение...
Во-первых, вся книга — это экспозиция, в ней нет никакого сюжета, потому что вообще ничего не происходит! Ну один переворот, и тот описан в двух словах. Поэтому, кстати, безумный фильм Германа как раз наиболее близок к оригиналу, потому что там тоже одна только экспозиция.
Во-вторых, весь этот комсомольский задор. «Советский разведчик» никого не убивает! Он участвует в сотнях дуэлей и ни разу никого не убивает. Как тогда он хочет, чтобы его не разоблачили? И почему вообще его боятся, если всем известно, что он ещё никогда никого не убил?
Советский разведчик не спит с красивыми женщинами! Даже если они на него бросаются. Его прямо тошнит (вот именно этими словами и написано) от одной мысли.
В-третьих (и об этом я уже писал ровно то же самое про «Понедельник начинается в субботу») — где женщины в этих книгах? Если в «Понедельнике» один(!) крохотный женский персонаж, то тут полтора. Причём одна — мерзкая похотливая бабища, которой уделена ровно одна страница, а вторая — классическая damsel in distress, жалкая, абсолютно беспомощная, зато хорошо умеет подносить вино и хлопать глазами. Особенно впечатлила сцена, в которой два благородных мужа философствуют, а она за всё время не произносит ни одного слова, а только восторженно смотрит на них (и, как мы догадываемся, ничего не понимает).
Ну вот же была зацепка — у них там в начале какая-то бессмысленная Анка, так сделайте из неё активного персонажа. Но нет, не осилили. Да что ж такое!

Один отрывок только мне понравился. В виде пророчества и в связи с сегодняшним персонажем:

«Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый [...] вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда [...] бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш…»

Как будто прямо с натуры писали: незаметный, угодливый,  бледный гриб. А «беспощадный гений посредственности» — лучше, кажется, про этого персонажа и не скажешь.





Date: 2021-10-03 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Моль как моль.

Date: 2021-10-03 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kobak.livejournal.com
> об этом я уже писал ровно то же самое про «Понедельник начинается в субботу»

А дайте ссылку, если можно, — я уже не помню.

Date: 2021-10-03 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Увы, я не могу её найти. ЖЖ-шный поиск мне почему-то ничего не даёт. Просмотрел даже архив на несколько лет назад, но не могу вспомнить, когда это было.
Но вообще, я там написал ровно то же самое. У них мир как будто стал однополым. Откуда вообще дети-то берутся?
И не то, чтобы я был каким-то феминистом; просто это настолько бросается в глаза, что впечатление от книги (которую я, кстати, люблю) сильно портится.

Date: 2021-10-03 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mudravrik.livejournal.com
Меня при последнем перечитывании больше всего покоробило, как они все из дома на работу сбегают в новый год (если не считать общественного порицания Хомы Брута, но это я помнила и была морально готова). Кстати кроме Стеллочки там еще Наина Киевна есть, вполне увесистый персонаж.
Я тоже люблю Понедельник, несмотря ни на что (в отличие от ТББ).

Date: 2021-10-03 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Точно, я про Наину Киевну как раз тоже написал, что это хотя формально и женщина, но всё-таки скорее существо. И вообще, нельзя же было переделать пол Бабы Яги в угоду своей мизогинии :)
А от сбегания в новый год на работу меня даже в детстве коробило от очевидной фальши. Я ж говорю - комсомольский задор.

Date: 2021-10-05 01:35 am (UTC)
From: [identity profile] mudravrik.livejournal.com
Я как раз фальши тут не вижу.. Комсомольский задор — да, но он правдив, по-моему.
Я у Стругацких с прежним восторгом перечитываю кажется только «Отель у погибшего альпиниста».

Date: 2021-10-05 02:00 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну да, соглашусь (если речь о такой работе, конечно :)
А Отель я помню, мне тоже очень нравился, но вообще не помню, о чём это. Надо бы перечитать.

Date: 2021-10-04 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
Знакомые хакеры праздновали новый год в компьютерной лаборатории, бутылку шампанского там распивали.

Date: 2021-10-05 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] mudravrik.livejournal.com
Я вполне верю, что сотрудники НИИЧАВО, как они описаны, сбегают из семьи на работу :) Но от воспевания этого немного коробит. Особенно читая книжку детям.

Date: 2021-10-24 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Я всегда в почте ищу комментарии

Date: 2021-10-03 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Suspension of disbelief дело очень индивидуальное, в молодости дается легче, конечно, с возрастом отмирает, как и любовь к худлиту.
А отсутствие женских персонажей вполне нормально: авторы их писать не умели, и решили не гнать туфту, а сделать хорошо запоминающихся мужиков - и это получилось.

Date: 2021-10-03 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Да и вообще кирпичная промышленность освещена недостаточно.

Date: 2021-10-03 10:46 pm (UTC)
oryx_and_crake: (oryx_and_crake)
From: [personal profile] oryx_and_crake
И животноводство!

Date: 2021-10-03 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну, такой сарказм здесь не к месту. Я как раз и говорю, что экспозиции там более, чем достаточно. Одна сплошная экспозиция и идейность; хотелось бы сюжета.

Date: 2021-10-03 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Поскольку, судя по концу поста, Вы глядя на что-либо думаете о кирпичах, Вам должно не хватать обзора кирпичной промышленности. А сюжета там хватает.

Date: 2021-10-04 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Для меня ваш образ мыслей слишком мета. Я на таком уровне мыслить ещё не умею.

Сюжета хватает — берём близкий по времени пример — в "Москва-Петушки". Там чувак едет на поезде. И всего хватает - и сюжета и мыслей. А в этой детской приключенческой литературе сюжета явно мало.

Date: 2021-10-04 12:41 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas (from livejournal.com)
На вопрос, почему у них (почти) нет женских персонажей, сами же Стругацкие и отвечали. Потому что они не умели их писать. По-моему, лучше честно не писать о том, чего не умеешь, чем делать это для галочки. "Не зная языка ирокезского" и т.п.

Что же касается спанья с женщинами, то учитывая гигиенические нравы средневековья, и вектор развития чувствительности к гигиене в истории, легко верю, что для человека 22-го века, которому даже бактериальные инфекции незнакомы (биоблокада!), это может быть не таким уж привлекательным вариантом.

Ну а насчёт конспирации, учитывая эвакуацию Араты на вертолёте, по-видимому, не очень парились — ну будет ещё одна легенда, делов-то. Никаких средств фиксации изображений нет, а на слово никто никому не верит. Чего особо париться?

Date: 2021-10-04 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Не знал, что они сами об этом говорили, спасибо.

Но всё-таки в гигиену поверить трудно. Он там уже много лет живёт, моется из кадки, пора бы привыкнуть.

Date: 2021-10-04 01:50 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas (from livejournal.com)
Ну, с одной стороны привык — мыться из кадки:

Румата спрыгнул на пол, содрал через голову ветхую, с искуснейшей ручной вышивкой ночную рубаху и с лязгом выхватил из ножен висевшие у изголовья мечи. Мальчик из осторожности встал за кресло. Поупражнявшись минут десять в выпадах и отражениях, Румата бросил мечи в стену, нагнулся над пустой лоханью и приказал: «Лей!» Без мыла было плохо, но Румата уже привык.

А с другой, к немытым дамам, наверное, всё-таки не очень. Тем более, что концепция женской красоты за много веков могла сильно эволюционировать, как случалось в нашей истории не раз, и красивейшая женщина Арканара могла ему казаться страхолюдищем. Причём судя по всему, шпион из Руматы ещё тот был:

Румата распахнул какое-то окно и спрыгнул в сад. Некоторое время он стоял под деревом, жадно глотая холодный воздух. Потом вспомнил о дурацком белом пере, выдернул его, яростно смял и отбросил. У Пашки бы тоже ничего не вышло, подумал он. Ни у кого бы не вышло. «Ты уверен?» – «Да, уверен». – «Тогда грош вам всем цена!» – «Но меня тошнит от этого!» – «Эксперименту нет дела до твоих переживаний. Не можешь – не берись». – «Я не животное!» – «Если Эксперимент требует, надо стать животным». – «Эксперимент не может этого требовать». – «Как видишь, может». – «А тогда!..» – «Что «тогда»?» Он не знал, что тогда. «Тогда... Тогда... Хорошо, будем считать, что я плохой историк. – Он пожал плечами. – Постараемся стать лучше. Научимся превращаться в свиней...»

Кстати, насчёт Киры тоже зря — какая бы она ни была умница сама по себе, в её социальной среде для неё, как служанки, вмешаться в разговор высокородного аристократа (пусть даже и благоволящего ей) и умудрённого сединами учёного мужа — примерно так же возможно, как для отца Кабани построить нуль-Т звездолёт у себя на заднем дворе. Собственно, даже в наше продвинутое время, вряд ли два академика так уж одобрительно отнеслись бы ко вмешательству в их разговор официантки. А тут речь идёт о глубоком средневековье.

Date: 2021-10-05 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sabadah.livejournal.com
Тут есть хороший фанфик на тему Налбандян "Возвращение в Арканар" :)

Date: 2021-10-04 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
> Один отрывок только мне понравился. В виде пророчества

Ничего особенного: ведь в России "всё меняется за 5 лет, и ничего не меняется за 50 лет".

"гениальная посредственность" Троцкий Сталина называл.

Edited Date: 2021-10-05 12:09 pm (UTC)

Date: 2021-10-05 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] taganay.livejournal.com
Я тоже несколько лет назад слушал, и меня поразил какой-то чудовищный непрофесионнализм этих самых прогрессоров. Ну казалось бы, что проще поставить "жучков" в кабинеты короля и дона Рэбы и быть в курсе всего...
А по поводу "никого не убивает" — интересно сравнить с "Оитаемый остров". Там не разведчик даже, а просто девятнацатилетний мальчик из инттелигентной семьи голыми руками убивает шестерых человек, причем последнего с явным превышение необходимой самообороны, так как тот уже убегал. И никакой рефлексии — как тараканов задавил. Очень интересная эволюция произошла в этом самом мире Полудня...

Date: 2021-10-05 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну, если начать разбираться, то там полный провал :)
Зачем действительно внедряться лично, если у них такая техника, что можно вообще всё просматривать и прослушивать издалека? Как можно "изредка" демонстрировать свой вертолёт и надеяться только на темноту этого народа, который в него не поверит?
Почему можно совершенно спокойно усыпить целый город для каких-то там нужд, но при этом надо засылать 250 человек, которые на конях(!) спасают учёных?
И так далее.

Date: 2021-10-05 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sabadah.livejournal.com
Как раз у 19 летних с этим проблем нет, особенно если им не промывать усиленно мозги на тему слезинки ребенка...

Date: 2021-10-05 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] taganay.livejournal.com
Но все-таки настолько чётко работающий механизм дегуманизации:
Здесь было только два человека — он и Рада, а остальные исчезли. Вместо них неуклюже и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные.
, позволяющий после убийства голыми руками шестерых человек всего лишь испытывать " какое-то сожаление и ощущал потерю, словно потерял некую чистоту " — это вовсе не то, на что были способны я и мои сослуживцы по армии в 19 лет. При том, что Челябинск образца 1988-го года — далеко не мир Полудня.
Очень похоже на намеренное программирование мозгов на тему "богом быть вовсе не трудно, а плохих людей и за людей считать не надо".
И все это через нескольго десятков лет после событий на Арканаре. Оперативно они там работали.
Edited Date: 2021-10-05 03:20 pm (UTC)

Date: 2021-10-05 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sabadah.livejournal.com
Это вы чеченских юнцов не видели...

Date: 2021-10-05 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] taganay.livejournal.com
Ну да, повезло :)
Но тут немного другое, мне кажется: у Камеррера имеются два состояния: милый наивный человек и машина для убийства. И переключение происходит в доли секунды. Очень интересен мир, в котором подобный механизм имеет эволюционную ценность.

Date: 2021-10-05 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sabadah.livejournal.com

Я вот тоже такой, только умений в разы меньше, а ещё я очень острожен:) и поэтому в обычных обстоятельствах очень миролюбив.

Date: 2021-10-05 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] taganay.livejournal.com
Я боюсь, что у меня настолько хорошее переключение не получится, при том, что эмпатия у меня ниже среднего. К счастью, проверить повода не было.
Но ведь интересно то, что как раз дон Румата — вовсе не такой. Хотя его, вроде бы, специально готовили.
Т.е. буквально за несколько лет (согласно хронологии мира полудня, начала прогрессорства в Арканаре — 2130, а рождение Камеррера -2137) были сделаны выводы и в мировом масштабе изменены критерии воспитания детей, в этих их самых пресловутых интернатах.
Очень, очень светлое коммунистическое будущее...

Date: 2021-10-06 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] yatur.livejournal.com
Ну там же в конце "Обитаемого Острова" описано, что Каммерер свалился туда как слон в посудной лавке, а настоящие агенты действовали намного осторожнее. Видимо, частью их подготовки было не пороть горячку и не забывать, что чудовищные дикари, которых на Земле отправили бы в закрытый психдиспансер, тут нормальные люди, и их выходки надо принимать как должное

Date: 2021-10-05 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-sabadah.livejournal.com
Всё проще, книга с настоящим прогресором Руматой, у которого не было бы проблем с адаптацией и всем прочим на Арканаре просто не прошла бы советскую цензуру, вот и пришлось придумывать вот такого вот героя...

Date: 2021-10-24 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Это общее место, что Стругацким про женщин было неинтересно писать.
А про "понедельник" - мне кажется они там не с семейного нового года сбегают а из такой условно молодежной компании.
Кстати, интересно, что там вообще за компании, если кроме ниичаво там сплошные лабазы. Это вообще какой-то ящик, там может женщин и нет.
И вообще, в послеловии к понедельнику авторы пишут "Роман Ойра-Ойра выглядит совершенно бесплотным, а ведь он в указанный период разводился в четвертый раз".

Date: 2021-10-24 01:11 pm (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
Так не только ж у Стругацких. А много ли активных женщин у Жюль Верна? А у Конан Дойля, у Уэллса? Тот приключенческий сеттинг был чисто мальчуковый, что там делать женщине? Даже если она изредка есть, она должна быть мужик с сиськами, т.к. фабула другой возможности не предоставляет.

Date: 2021-10-25 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Да, но Стругацкие гораздо более современны, а кроме того, якобы претендуют на звание литературы, на что вышеприведенные авторы не претендовали. А те, кто писали литературу (в смысле, не беллетристику) как раз этим никогда не страдали — Толстой, Пушкин, Достоевский, Флобер, Шекспир, далее везде.
Page generated Feb. 6th, 2026 11:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios