catpad: (Default)
[personal profile] catpad

А давайте играть в такую игру... (сразу видно, что я уже сдал чудовищного размера проект на работе).

...Я тут недавно писал, что сайт Edge.org ежегодно задаёт самым известным учёным и мыслителям ключевые глобальные вопросы, а именно:

* 2005: What Do You Believe Is True Even Though You Cannot Prove It?"
* 2006: What Is Your Dangerous Idea?
* 2007: What Are You Optimistic About?
* 2008: What Have You Changed Your Mind About? Why?
* 2009: What Will Change Everything?
* 2010: How Is The Internet Changing The Way You Think?
* 2011: What Scientific Concept Would Improve Everybody’s Cognitive Toolkit?

И вот я подумал - но мы же не хуже учёных и мыслителей! Можно тоже попробовать ответить на те же самые вопросы.

Я вот, например, собираюсь сделать это в нескольких постах (во всяком случае ответить на те вопросы, на которые смогу). И читателей призываю сделать это в комментариях, или даже у себя в ЖЖ и дайте тогда ссылку. Получится интересный флешмоб.



Edge question 2005: Верите ли вы во что-то такое, чего не можете доказать ?

У меня уже давно есть убежденность в том, что никаких сил в природе на самом деле нет. Ну, насчёт гравитации уже почти и так понятно, что это не сила, а искривление пространства-времени. Но мысль моя идёт ещё дальше. Искривление это всё ещё не отвечает на вопрос, а почему собственно оно происходит. Обычным ответом может служить - "потому что некое тело тяжелое". Но почему именно тяжелое тело искривляет вокруг себя пространство-время ?

Моя идея заключается в том, что в природе есть некий один-единственный всем управляющий закон. Возможно, это просто расширенный второй закон термодинамики, но может быть и этот закон на самом деле просто следствие другого, всеобъемлющего закона. В качестве примера можно привести падающее яблоко. Время для яблока на земле течет медленнее, чем для яблока на дереве, поэтому (возможно!) оно стремится упасть. Может быть, этот самый всеобъемлющий закон заставляет все объекты во Вселенной по какой-либо причине стремиться к замедлению времени и в конечном итоге полной его остановке (в чёрной дыре). И в свою очередь, замедление времени - это тоже следствие какой-то более глубокой причины ?
Это, конечно, просто ничего не значащий пример. Я в физике не разбираюсь и не буду притворяться, что что-либо понимаю. Однако, на интуитивном уровне мне всё же кажется, что никаких сил в природе на самом деле нет, а все перемещения материи просто вызваны необходимостью выполнения какого-то одного Закона.

Date: 2011-03-02 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] tata-trumo.livejournal.com
Кто знает, может еще при нашей жизни ученые таки сведут вместе квантовую физику и теорию относительности в той самой Theory of everything. И выпустят книги, объясняющие дилетантам и неучам вроде меня, как именно работает этот единый Закон. Мне тоже хочется верить, что он есть )

Позже почитаю вопросы и отвечу )

Date: 2011-03-02 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну, в том, что он есть, сомнений нет ни у кого. Вопрос в том, шире ли этот закон, чем просто единая теория поля. Мне кажется, что шире.

Date: 2011-03-04 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bigbaadabum.livejournal.com
есть уже такая теория, по которой теоретически можно посчитать все, кроме случаев особенно сильной гравитации (ну там, рядом с черными дырами и прочий экстрим), которые к нашей жизни особенного отношения не имеют.

Почитать можно, например, Quantum Field Theory in a Nutshell by Zee. Все идеи настолько просто насколько можно, но без сюсюкания.

Date: 2011-03-02 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
P≠NP
Верю, доказать не могу.

Человечество не уничтожит себя войной.
Верю, доказать не могу.

Бога нет (тут тонкость: речь о сверхъестественном, а не о демиурге).
Верю, доказать не могу.

Date: 2011-03-02 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
> P≠NP
Я думаю, мало кто в этом сомневается.

> Человечество не уничтожит себя войной.
Ну, это скорей из области случайных событий. Тут ничего доказать или опровергнуть нельзя.

> Бога нет (тут тонкость: речь о сверхъестественном, а не о демиурге).
А что вы имеете в виду под сверхъестественным ?

Date: 2011-03-02 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
То, что, существуя во вселенной, не подчиняется ее правилам. Тут я немного упрощаю: правила во вселенной как таковые, скорее всего, не существуют, это артефакт человеческого взгляда. Но я сейчас не готов рассуждать о философии. :-)

Date: 2011-03-02 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
А, понятно. Кстати, очень хорошее определение.
Я примерно об этом же и написал, только я верю в то, что такое правило существует, и правило это всего лишь одно. Какое - никто не знает.

Date: 2011-03-02 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
А какая разница между "одно правило" и "несколько правил"? Ведь разбиение на несколько это тоже эффект человеческого обдумывания, разве не так?
Edited Date: 2011-03-02 10:17 am (UTC)

Date: 2011-03-02 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Как раз нет.
Вот, например, сейчас сколько есть сил в природе ? Кажется, четыре. И у каждой из них своя область действия и свой образ действия. Это то, что можно назвать разными "правилами".
А я выступаю за одно единственное правило.

Date: 2011-03-02 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Как я понимаю вопрос выше, вот это разбиение на 4 силы — это по-любому эффект описывающего их человека. Примерно как человечество — оно одно или там 7 миллиардов человек? Смотря кто описывает.
И вопрос: какая разница между одним монструозным правилом (с кучей if) и кучей мелких правил? Если ответ «элегантность», то следующая реплика — монструозность первого вытекает из устройства человеческого разума. Ну вот неспособны мы пока ещё воспринимать лёд и чайку — как части единого целого, вот и выдумываем категории «живое/неживое», «плавает/летает» и т.п.
Надеюсь, я правильно понял вопрос...

Date: 2011-03-02 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Я не согласен, что 4 силы - просто эффект описывающего человека. Имеется в виду, что каждая сила совершенно особенная, действует в разных ситуациях и описывается разными уравнениями. А это уж точно указывает на то, что силы - разные явления, вне зависимости от наблюдателя.

А насчёт способности воспринимать нечто как единое целое - тут надо обратиться к феноменологии. Я как раз недавно прочитал введение в неё (довольно-таки понятное). Так вот, они там смотрят на любой предмет не просто как на объект, а как на совокупность впечатлений. То есть, вот, скажем, стол - это множество всех состояний стола во все моменты времени, со всех возможных углов зрения, с точки зрения всех возможных наблюдателей (в том числе и тех, у которых этот стол просто в памяти). А Мир - это вообще такое всеобъемлющее сверхмножество всех наблюдателей со всеми их впечатлениями и сознаниями. Но это я отклонился немного в сторону.

Date: 2011-03-02 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Что значит "в разных ситуациях"? Гравитация, вращающая планеты и сбрасывающая яблоки - это одна и та же сила? Ситуации совершенно разные.
Что значит "уравнения разные"? Они разные, потому что у нас такая математика, или "действительно" разные? Представь себе разные срезы кубы (то треугольник, то шестиугольник, со всеми промежуточными) - это разные фигуры, или разрез одного и того же куба, просто мы не догадывались на него посмотреть "со стороны"?

Date: 2011-03-03 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Под разными ситуациями я имел в виду микро и макро миры.
Нет, я понимаю твою идею и в общем-то не спорю, потому что это как-то уже больше из области философии. Из таких дебрей можно не выбраться.

Date: 2011-03-03 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А по поводу макро- и микро- (в смысле того, что они тоже относительно человека калиброваны) - я очень люблю заключительные кадры Man in Black - помнишь?

Date: 2011-03-03 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Не очень. Что-то там было zoom out что ли ?

Date: 2011-03-03 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Да, и в конце концов галактика исчезает в точку, которая оказывается ан шарике, которым какие-то существа играют во что-то типа петанка. Ну и по сюжеты - галактика, за которой охотились тараканы, висела на ожерелье у кошака одного из героев.

памяти Декарта

Date: 2011-03-02 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] reineke.livejournal.com
Я верю, что существует что-то, кроме моего сознания (например, Вы), но доказать не могу :-)))

Re: памяти Декарта

Date: 2011-03-02 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
А я даже в это не верю :)

Date: 2011-03-02 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
А твоё «стремление» не сводится к энтропии? Грубо говоря, всё, что выпирает — стремится сгладиться.

Date: 2011-03-02 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
всё, что выпирает — стремится сгладиться
Да! И еще окружающие помогают! :)

Date: 2011-03-02 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну да, как я и написал, возможно, это просто второй закон термодинамики. Это было бы логичнее всего.

Date: 2011-03-02 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
У меня, кстати, был к тебе офтопик :-)
Наши друзья собираются в Токио в апреле (сакура, все дела), мы вам хотели чего-нибудь вкусненького передать. С вами реально будет пересечься? Они где-то на Гинзе отель сняли, но теоретически и до Йокогамы смогут доехать.

Date: 2011-03-02 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Хороший офтопик :)
Можно, конечно, пересечься.
А они по-русски говорят ?

Date: 2011-03-02 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Говорят :-) Это [livejournal.com profile] igann и [livejournal.com profile] davarix.

Date: 2011-03-03 01:52 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
А пусть приезжают в Йокогаму в какой-нибудь выходной, мы им тут всё покажем.
Page generated Feb. 6th, 2026 07:17 am
Powered by Dreamwidth Studios