catpad: (Default)
[personal profile] catpad

Вот неимоверно умная shakko_kitsune написала очередной интереснейший пост. Кому лень читать, основная мысль там в том, что если вам какой-то общепризнанный художник (писатель, кто угодно) не нравится, и вы совершенно не понимаете, как такое вообще может кому-то нравиться, то вместо того, чтобы слепо ненавидеть, попробуйте разобраться, разберите на части, "повертите в руках", соберите обратно — глядишь, поймёте (не обязательно при этом, конечно, полюбив).
Крайне полезный совет, кстати.



У меня такое вот было с философией. Я всегда считал философию пустым словоблудием и в общем-то профанацией. Я даже книжку комиксов целую нарисовал про философию именно потому, что мне она казалась необыкновенно смешным предметом. И даже после этого я продолжал считать философию по большому счёту ерундой.

Потом я задумал следующую книжку комиксов по "Бытию и времени" Хайдеггера. Но для того, чтобы её сделать, я стал копаться в большом количестве комментариев и побочной около-хайдеггерной литературе, а потом уже и совсем практически к делу не относящейся. Дошёл до Сартра и Кьеркегора и, понятное дело, Платона. Ещё дошёл до Лао Цзы, потом до квантовой механики и Дэвида Дойча с одной стороны и до Гёльдерлина с другой.
И в какой-то момент я почувствовал, что мозги мои не просто вскипели, а по-настоящему расширились. И что всё это ужасно интересно и не зря. И действительно важно — не для объяснения мира, конечно, потому что это невозможно, а именно для расширения сознания.
Так что теперь я, может, и не люблю философию, но во всяком случае уважаю.


(В посте она приводит пример "Войны и мира". У меня с ней было нечто подобное, но там, скорее, школа виновата. В школе я её ненавидел, а теперь это моя любимая книга).


Date: 2018-04-03 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
Самое печальное когда разобрав по деталькам начинаешь уже не не любить а ненавидеть и автора и творение :)

Но вообще совет дельный, да.
Edited Date: 2018-04-03 01:09 pm (UTC)

Date: 2018-04-03 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Попытка разобраться полезна всегда.

С искусством у меня сложные отношения в том плане, что я считаю для него необходимым условием наличие у автора хотя бы минимальной техники (живописной, музыкальной, стихотворной и т.п.). Грубо говоря, умеешь написать условную лошадку в классическом стиле - приму твоё абстрактное творчество как ВЫБОР ХУДОЖНИКА. Не умеешь - топай в художественную школу.

С этой точки зрения, кстати, тот же Лев Толстой для меня - больше культурный феномен, чем литература. Но я, хотя бы, точно знаю, почему :)))
Edited Date: 2018-04-03 02:22 pm (UTC)

Date: 2018-04-03 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kobak.livejournal.com
Совет с одной стороны, конечно, верный, но с другой стороны, если сосредоточиться, например, на изучении г-на и потратить годы на его внимательное рассматривание, то тоже, наверное, можно стать большим ценителем, разобраться в неведомых профанам тонкостях оттенков и смыслов, и в итоге даже полюбить предмет своего пристального исследования. Который останется при этом г-ном.

Date: 2018-04-03 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Интересно было бы узнать, почему.

Date: 2018-04-03 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Во-первых, из-за языка. Лев Толстой - один из самых, на мой взгляд, "тяжёлых" авторов русской классики в смысле лексики и семантических связей. Через нагромождения эпитетов зачастую приходится продираться. При этом он такой почти везде (минимально - в севастопольских рассказах, по максимуму - в произведениях для детей, их вообще тяжело читать неподготовленным умам).

Во-вторых, по текстам чувствуется, насколько тяжело они давались самому автору. Фраза "можешь не писать - не пиши" - точно не про Льва Николаевича.

Понятно, что Толстой уже давно в "золотом фонде", его произведения обросли "культурным слоем" и проще признать его столпом и гением и не трогать дальше, но мне сложно объяснить детям, чем кроме "исторической сложилости" обусловлено столь важное место этого писателя в русской литературе :)
Edited Date: 2018-04-03 03:14 pm (UTC)

Date: 2018-04-03 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Или, как писал Эко: если писать диссертацию по сифилису, то полюбишь и бледную спирохету.

Date: 2018-04-03 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Нет, ну конечно речь идёт только о вещах общепринятых и вошедших, так сказать, в фонд. Я думаю, время всё же является достаточно хорошим фильтром того самого г., так что риск наткнуться на него минимальный.

Date: 2018-04-04 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Я люблю бледную спирохету только за её название.

Date: 2018-04-04 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Соглашусь в одном, что Толстому несомненно нужен был редактор. Ну и я не беру в рассмотрение его "философские" отступления, которые всегда пропускаю. Потому что Толстой ужасный философ, но при этом потрясающий психолог.
Дальше аргументировать не знаю как, могу только на ощущениях.
Думаю, что примерно понимаю, почему Толстой занимает место самого великого писателя (не только, кстати, в русской литературе, но и по многим опросам, в мировой).
Когда его читаешь, создаются два ощущения: во-первых, что вот это перед тобой не книга, а настоящая жизнь. Читаешь что-нибудь другое "эпичное" - чувствуешь, вот, писатель придумал, написал. А здесь как будто никто ничего не писал, а это такая жизнь происходит.
Второе ощущение, прочно связанное с первым, это как будто ты живешь внутри этой книги. То есть, это не просто настоящая жизнь, но ты ещё и принимаешь в ней участие.
Думаю, он достигал этого довольно-таки неосознанными (или осознанными - кто теперь узнает) приёмами. Всегда привожу в пример первые строчки "Войны и мира":
"Ну, князь, Генуя и Лукка — поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, ..." и т.д.
Казалось бы - что за ерунда, кто так начинает произведение, тем более не в наше время написанное. Но понятно, что Толстой таким образом с первого слова и без всякого объяснения помещает читателя внутрь происходящего, в самую гущу. И таких вещей можно привести множество.

Понятно, что вам всё кажется наоборот - тяжеловесно, криво и т.п., но тут я переубеждать не возьмусь :)

Date: 2018-04-04 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Ну, наверное, каждому своё :)

С искусством всегда так: строго аргументировать сложно, всё на ощущениях.

Date: 2018-04-04 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Возьмём, например, Сая Твомбли, чьи работы украшают даже потолок залов Лувра:

20180404_125345

Date: 2018-04-04 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Я конечно же ждал вас обоих (тебя и Сая) в этих комментах :)
В этом случае, я думаю, времени прошло ещё недостаточно.

Date: 2018-04-04 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Но я при этом совершенно согласен и с твоим постом, и с Шакко :-)

Date: 2018-04-05 05:27 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas (from livejournal.com)
Ха, я думал у меня одного с Толстым такие проблемы. Оказывается, не у одного.

Date: 2018-04-06 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
Так на потолкe в Луврe должно быть что-то что не отвлекало б от настоящего искусства на стенах.

Date: 2018-04-07 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
Японец полюбил фоткать японские общественные туалеты:
https://edition.cnn.com/travel/article/wacky-japanese-bathrooms/index.html

Но большее впечатление производят специалисты по Северной Корее (слава богу не все) полюбившие Северную Корею, и специалист по древним американским цивилизациям объяснявши,й что ацтеки массово сдирали с людей кожу живьём потому что были гуманистами.


Date: 2018-04-13 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
> Лев Толстой - один из самых, на мой взгляд, "тяжёлых" авторов русской классики

Может так лучше его воспринимать:
https://avva.livejournal.com/3105029.html?thread=133993221#t133993221

Date: 2018-04-13 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Это будет из серии "допилили куб до шара" :)

Понятно, что если взять хорошего редактора и бригаду амбициозных литнегров, можно на основе толстовских сюжетов сделать нечто фантастически прекрасное. Только ко Льву Николаевичу это будет иметь довольно мало отношения. И возникнет законный вопрос: если оригинальное произведение требует таких адаптаций, зачем его "обязательно есть целиком" (с)?

Date: 2018-04-13 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Время, увы, не фильтрует "настоящее и ненастоящее" искусство. Время просто идёт, и все привыкают считать классикой то, что украшает потолок Лувра. Ибо "не случайно же оно там появилось" :)

Искусство - штука, в некотором смысле, самоподдерживающаяся.

Date: 2018-04-13 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ну ничего себе не фильтрует. Много вы знаете поэтов, современников Шекспира ? А Пушкина ? Ну двоих-троих от силы. А их же были сотни. И писателей-графоманов было не меньше, чем сейчас. Кто из них остался ?
Всё фильтруется.

Date: 2018-04-13 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Современников Пушкина, кстати, знаю много, особенно поэтов. Те же Жуковский, Баратынский, Вяземский, Батюшков и даже дядя "нашего всего" Василий Львлович - до сих пор на слуху. Поэзии "золотого века" в школьной программе посвящён большой раздел. Эпохой Шекспира интересовался меньше, но Джона Донна и Бена Джонсона читал.

Но я немного не об этом писал, а о том, что попадание в прославленный музей (и вообще в "культурную обойму") делает выпадение из неё делом достаточно сложным. Именно потому что сам статус музея в понимании большинства не предполагает попадания в него "всякого дерьма" (что, конечно же, вполне бывает) :)

И ещё о том, что остаётся не обязательно лучшее, остаётся часто достаточно случайное из "в среднем неплохого" или "необычного".
Edited Date: 2018-04-13 01:42 pm (UTC)

Date: 2018-05-04 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] technocrator.livejournal.com
в принципе да, надо собраться раскурить подобные вещи...
У меня к Хайдеггеру априорное заочное неприятие после того, как один религиозный ЖЖ-юзер приводил его в плане "мудрости" в пику Расселу и Докинзу. Но познакомиться как-нибудь стоит

Date: 2018-05-04 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] technocrator.livejournal.com
а что понимается в плане музыкальной "техники"?
простая, но красивая мелодия котируется? )

Date: 2018-05-04 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dzz.livejournal.com
Что-то уровня умений выпускника музыкальной школы по целевому инструменту. Не обязательно отличника, но, хотя бы, на твердую троечку.
Edited Date: 2018-05-04 12:39 pm (UTC)

Date: 2019-12-09 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com

Миша, а как же Пелевин?

Date: 2019-12-10 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Хитёр!
Ну что ж, я попробовал разобраться, разобрал на части - и тут же в ужасе собрал обратно.

Date: 2019-12-10 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Не верю, небось так и бросил разобранным

Date: 2019-12-10 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Но ты же тоже. Или дочитал до конца и полюбил? ;)

Date: 2019-12-10 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Дочитал до конца и убедился, что верить надо себе, а не Юзефович. Хотя некоторые рекоммендации мне заходят

Date: 2019-12-10 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Я люблю бледную спирохету, потому что про нее писал Эко

Profile

catpad: (Default)
catpad

February 2026

S M T W T F S
12 3 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 6th, 2026 02:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios